Долгая дорога к цели
17.05.2018

Рустам Абдуллаев

Главный режиссер и директор Оренбургского государственного татарского драматического театра им.Мирхайдара Файзи, заслуженный деятель искусств России и Татарстана. 

Алфавит Рустама Абдуллаева  пронизан теплотой и мудростью.

Астрахань

- родной город, здесь родился человек и артист Рустам Абдуллаев, получил музыкальное образование и сделал первые шаги на сцене.

«Белые волосы моей матери"

- первый спектакль, сыгранный им в Нариманском народном татарском театре Дстрахани, где он впервые вышел на сцену. Введение в спектакль состоялось за неделю до премьеры. Театр был основан в 1907 году как профессиональный, но в 40-х годах был закрыт. Возродился только после Великой Отечественной войны в качестве народного самодеятельного.

Власть

- областные власти, особенно в лице губернатора А.А.Чернышева, оказывают помощь в реконструкции здания театра, пострадавшего при пожаре. Трудностей много, проект 1992 года устарел, капиталовложений требуется около 100 миллионов, только на бюджетные деньги такую работу быстро завершить не удается. Театру нужны меценаты, но их крайне мало.

Гузель и Гульназ

-любимые дочери, продолжающие семейную актерскую династию. Старшая окончила театральное училище в Казани, но сейчас с театром не связана, воспитывает детей. А младшая, после педагогического университета, поступила в институт искусств им. Ростро-повичей, активно участвует в жизни театра, ищет себя в режиссуре.

Дело

- именно ему отдана вся жизнь.

Единение

- театр создан для того, чтобы объединять на основе сконцентрированной народной мудрости представителей разных поколений народа, нести литературный язык в массы.

Жена

- заслуженная артистка Российской Федерации Люция Каюмовна Абдуллаева - соратница, тыл, критик, мать и бабушка двух внуков. Одна из самых близких людей. На работу семейные отношения не выносятся, но дома профессиональные вопросы обсуждаются, порой довольно бурно.

Знание

- то, без чего невозможно жить нормальному человеку. Рустам Абдуллаев старается, работая над каждой постановкой, разбудить в актерах стремление познать себя и мир вокруг.

Интернациональный язык искусства

- в татарский драматический театр приходят не только представители тюркоязычных народов, но и русские, армяне, афганцы, представители других национальностей. Во время спектакля идет синхронный перевод.

Казань

- в 1966 году посту-анское театральное училище, пройдя серьезный конкурс. «Заразился» театром, а в конце 2-го курса был вынужден оставить училище по семейным обстоятельствам.

Но мечта осталась. В 1989 году приехал уже в качестве режиссера в Казанский театр.

Ленинград

- именно в северной столице в театральном институте получил актерское образование на курсе подготовки актеров для татарских театров.

"Молодец!"

- так была оценена первая режиссерская работа молодого режиссера Абдуллаева «Без ветрил» учителем Марселем Хакимовичем Салимжановым, народным артистом СССР, главным режиссером Казанского академического драматического театра.

Народ

- вся национальная общность, для которой мы работаем. Татарский драматический театр - самый близкий к народу, он приезжает туда, где больше никто из представителей искусства не был. Очень трогательно, когда на сцену выходят люди со слезами на глазах и благодарят.

Оренбург

- колыбель татарского театрального искусства, отсюда вышла труппа-ядро Казанского академического театра. Именно здесь Рустам Абдуллаев познал цену обещаниям - в 1989 ему обещали «золотые горы» - помещения, деньги на театр, поддержку. Но обещанного ждут уже много больше трех лет.

Путь первопроходца

- именно им идет режиссер, восстанавливая театр в Оренбурге. Было трудно решиться. Его уговаривали отказаться от этой затеи, да и сейчас порой зовут вернуться в Казань, но он не может оставить идею, людей, которые ему доверяют, верят в возрождение сцены.

Первая труппа

-три человека, вместе они проехали по районам области с инсценировкой «Мираж», неся литературный татарский язык его носителям, пользователям, людям, оторванным от благ цивилизации. Это и знакомство с драматургией, писателями, потому что других источников в глубинке нет.

Река

- любимое место отдыха, не только сидеть с удочкой и ловить рыбу, но и наблюдать за течением воды.

Семья

Отец - рабочий, очень религиозный человек, заложил в сыновьях основы нравственности и национального самосознания. Рустам Абдрашитович посещает мечеть в праздники, а жизнь свою и мысли поверяет Высшей Мудростью, так он определяет для себя Бога. Мама - учитель биологии и химии, но, несмотря на это, читает и знает Коран.

Театр

- вся жизнь. Первое место работы - Альметьевский татарский драматический театр, где начинал актером, после окончания в 1977 году высших режиссерских курсов стал очередным режиссером, а в 1983-м - главным режиссером.

Успех

- каждая постановка на сцене пользуется любовью зрителей, доброжелательной критикой. Также немаловажны признание на фестивале «Навруз» в 2005 году, премия «Оренбургская лира». О каждой своей постановке он может говорить как о ребенке, в которого вложено много сил и души.

Фуад Халитов

- «крестный» в профессии. Его учитель - Габдулла Уральский - был родом из Астрахани, он опекал астраханского паренька, выполняя данное себе обещание вернуть «долг» учителю. Именно он порекомендовал Рустаму поступать в Ленинградский театральный институт, а не восстанавливаться в училище.

Хадича Ханская

-тетя матери, актриса татарского драматического театра в Оренбурге, а затем и в Астрахани, именно этот факт сыграл ведущую роль в решении о переезде в Оренбург.

Цель

- восстановить сцену, поставить на ней спектакль тем составом, который позволит реализовать самые смелые задумки режиссера Абдуллае-ва. Глобальная - просвещение, поднятие национальной культуры и самосознания. Хочется, чтобы люди знали свои корни, чувствовали всю мощь истории народа.

Честь трудового рода -

то, что бережет Рустам Абдул-лаев. Ему небезразлично, что оставит после себя.

Широта

- именно ее не хватает меценатскому движению в Оренбурге. Без меценатов возрождение национальной культуры в стенах учреждений культуры невозможно.

Щедро

- именно так делится Рустам Абдуллаев накопленным актерским, режиссерским и жизненным опытом с актерами, коллегами, студентами института искусств им. Ростроповичей, в котором преподает сценическую татарскую речь.

Эмоции

- люди истосковались, хотят услышать речь, песни, разговор о жизни на родном языке. Это и вызывает признательность публики.

Юмор

- без чувства юмора было бы гораздо труднее.

Язык

- больно, что он пропадает, что национальная культура нивелируется, особенно эта утрата чувствуется в молодежной среде. Молодежь от нас далеко, особенно в городских семьях, где язык и в обиходе используется мало. Они не умеют читать по-татарски, поэтому и приобщиться к национальной культуре им трудно.