Александр КАЛЯГИН

худрук театра "Et Cetera"
Задавайте больше вопросов моим артистам
28.06.2018

Александр Калягин: "В жизни спасает самоирония"

Встреча с Артистом – знаменательное событие для поклонников искусства. В этом отношении оренбуржцы – любимчики фортуны.

Фестиваль «Гостиный двор» посетил Александр Калягин со своим театром «Et Cetera». Название одного из спектаклей этого прославленного коллектива созвучно нашему журналу («Лица» – постановка по ранним рассказам А.П.Чехова. Этот спектакль играют двое – Александр Калягин и Владимир Симонов).

Его лучистые глаза и пристальный взгляд поражают. Он немногословен, когда речь заходит о личном, сокровенном… «Я приехал в рамках фестиваля на гастроли со своим театром, так что задавайте больше вопросов моим артистам», – отшучивается он.

Когда разговор коснулся творческого процесса, Калягин преобразился.

– Александр Александрович, ваш любимый режиссер.

А. Эфрос говорил: «Развитие роли у настоящего актера похоже на это цветение»…Это так, а еще актер должен иметь слоновью кожу и кровоточащее сердце. Стремлюсь, чтобы каждая новая роль, спектакль, фильм хоть немного продвинули меня как актера и режиссера. Не люблю повторяться, поэтому всегда с удовольствием брался за самые разноплановые роли. Чувство успокоенности, удовлетворения мне практически не знакомо. С детства мечтал о море, дальних странах, путешествиях – и поныне не могу жить только днем сегодняшним.

08-06-Kaljagin2.jpg

– Название театра «Et Cetera» необычное для российской сцены (от лат. et cetera – и так далее). Необычен и его репертуар…

Позиция в выборе интересная, она случайно у нас получилась. Мы поставили однажды пьесу «За горизонтом». Постепенно складывался репертуар, в основе которого были постановки, в которых мы не боялись экспериментировать. Так, первые в стране открыли зрителю французского беллетриста Жоржа Фейдо, заново обратились к предтече русской драматургии абсурда –  «Смерти Тарелкина» Сухово-Кобылина. Хотя  в репертуаре нашего театра были разные пьесы… Предлагают пьесу, мы обсуждаем… Мой учитель Олег Ефремов говорил: «Нужно выбрать, что главнее: режиссер должен тащить пьесу или пьеса режиссера». Это очень трудный вопрос для любого художественного руководителя. Есть тема театра, есть труппа. Но есть и режиссер, который приглашает. И все это в совокупности составляет то, что сейчас получилось.

 – Почему спектакль «Лица» не сразу был введен в репертуар «Et Cetera»? Это был прагматический расчет, мол, обкатаем по стране, или что-то другое?

Скорее первое, потому что считали, что нужно его доделать, добавить новые рассказы.

– Что главнее: чтобы вашу работу оценила по достоинству профессиональная критика или приняла публика?

Зритель для нас главный. Критика должна помогать. Но в то же время, смотря на нынешних зрителей, не стоит делать акцент на ее предпочтениях. К сожалению, сейчас публика малоподготовленная. Так что зрителя надо снова учить. Это связано со многими вещами. Считаю, что в театральной школе мы многое потеряли… Каждый год после выпуска из театральных вузов я вижу хорошо подготовленных людей, но маломыслящих, а хотелось бы непредвиденной реакции… Но жизнь продолжается. Должно что-то другое быть. С 1 июня открывается международная театральная школа в Звенигороде, куда пригласили мастеров сцены. Нам всем нужно учиться понимать искусство.

– Вашим идеалом остается сохранение своей свободы… Может, оттого много нареканий по поводу вашего неуживчивого характера…

Это связано с постоянным чувством одиночества, которое у меня идет с детства. Если мне с кем-то некомфортно, обязательно об этом говорю…

08-06-Kaljagin5.jpg

– Есть ли жизненная формула у Александра Калягина?

Нет. Знаю одно – в жизни спасает самоирония. Самодовольные люди мне кажутся смешными. Терпеть не могу лесть. Хотя чувствую себя хорошо, когда окружен любовью. Все прекрасное рождается в любви… А еще не выношу безальтернативную жизнь! Если нет выбора, меня это ранит.

Биография Калягина уникальна

Именно в детские годы сформировался склад будущего артиста. Родился Александр Александрович в военные годы (25 мая 1942 г.), рано потерял отца. Уже с 5 лет Калягин знал, что будет актером. Мама серьезно относилась к увлечению сына. Поэтому когда семилетний Саша захотел иметь домашний театр, то Юлия Мироновна попросила соседа-столяра сделать макет. И сосед «по указаниям» юного режиссера изготовил настоящий маленький театрик – с кулисами, порталом и сценой. Кулис было несколько, разного цвета, и их можно было развешивать в соответствии с «художественным замыслом»...

Когда через много лет Александр Калягин увидит настоящий театральный макет, у него возникнет ощущение чего-то давно пережитого, словно он вернется в свое детство. Карьера актера представлялась Калягину единственной возможной для него жизненной стезей.

В 13 лет он написал Аркадию Исааковичу Райкину письмо, в котором задал вопрос: «Как вы достигли такого таланта?». И великий артист ответил совершенно незнакомому мальчику очень серьезно: «Талант не достигается. Это то, что дано или не дано природой. Но я верю в жизни только в одно: в труд». Много позже гениальный артист советской эстрады назовет Калягина своим учеником. А то письмо Райкина Александр Александрович бережет как «охранную грамоту».

В искусство он пришел не сразу: отучившись в медучилище, проработал два года в Тимирязевской горбольнице, после чего наконец-то решил осуществить свою мечту…

 

Татьяна Потемкина

Опубликовано в журнале "Лица Оренбуржья"